Проблема современности и постсовременности в зарубежных исследованиях отношений России и ЕС. Т.Романова

Дебаты о современности и постсовременности в отношениях России и Евросоюза активизировались на рубеже нынешнего тысячелетия и продолжают привлекать внимание. С одной стороны, эти дебаты стимулировала особая природа Евросоюза, его акторность, отличная от государств, основанная только на части атрибутов (экономическом потенциале, идейной составляющей, которая легла в основу нормативной силы ЕС), но не военной мощи. Это резко контрастировало с природой российской государственности, где в центре внимание традиционная сила и мощь, важность безопасности и России как ее гаранта, причем Москва стала вновь и отчетливо выдвигать эти аспекты на передний план.

С другой стороны, дебатам о современности и постсовременности способствовал рост популярности конструктивистских исследований, а также постпозитивизма в социальных науках. При этом между российскими и иностранными учеными наблюдался резкий разрыв в используемой методологии, если для ЕС отечественные специалисты еще могли использовать либеральные теории и конструктивизм, то для России это представлялось в большинстве случаев чуждым.  Все это не могло не отразиться на исследованиях отношений России и ЕС вне России (российские ученые, участвовавшие в этой группе исследований, как правило публиковались на Западе, поэтому русскоязычных работ по данной проблематике немного).

В результате, резко увеличилось количество исследований, акцентирующих различия между современной Россией и постсовременным (постмодернистским) Евросоюзом. Для первой характерно стремление к многополярности, статусу великой державы, акцент на факторе силы и безопасности, а для второго – трансформация пространства вокруг, нормативность как основа влияния, а также экономические рычаги. Исследователи заговорили о  принципиальной неинтегрируемости России в Европу Евросоюза, о двух различных Европах, о различиях в идентичности двух акторов, которые искоренить невозможно, а можно лишь попытаться немного сгладить разрыв. Это резко контрастировало с пасторальным характером дискуссии в духе конца истории 1990х годов.

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.